Рудоносные формации платформ и кристаллических щитов, эндогенный класс (СНГ)
Трапповая (толеит-базальтовая) формация с хризолитом, агатом, исландским шпатом, аметистом

   Магматическая группа. К этой группе относятся четыре формации: кимберлитовая с алмазом, пиропом, хризолитом; трапповая (толеит-базальтовая) с хризолитом, агатом, исландским шпатом, аметистом; щелочных магматических комплексов с чароитом и габбро-анортозитовая с лабрадором.

   Трапповая формация - наиболее характерная магматическая формация осадочного чехла платформ занимает значительные пространства на Сибирской платформе (Анабарская синеклиза, Анабарско-Оленекская антеклиза, Тунгузская синеклиза, Алданский щит), а также в западной и восточной частях Русской платформы.

   Среди траппов выделены три петрохимические серии пород (в зависимости от содержания кремнезёма и щелочей), которые включают интрузивные, эффузивные и пирокластические фации, а также трубки прорыва базальтового состава. Среди пород трапповых образований авторы выделяют парагенезисы минералов промышленного значения, приуроченных к различным вулканическим образованиям, разобщенных во времени и территориально: хризолитоносные базальты, агат, аметист, исландский шпат, кварц, халцедон, цеолиты.

   На фото. Исландский шпат. Сибирь.

   Хризолит. Хризолитоносные базальтовые породы не насыщены кремнеземом, повышенно магнезиальны. Ювелирный хризолит встречается лишь в молодых лавах, не затронутых изменениями. Структурным контролем изменения лав являются глубинные магмоподводящие разломы. Скопления хризолита наблюдаются в нижних и средних частях лавовых потоков в виде изометричных порфировых выделений зеленого и зеленовато-бурого оттенка. Размер зерен до 2 мм, редко 10 мм. Совместно с хризолитом в породе отмечаются диопсид, ильменит, пироп, авгит.

   Породы формации, особенно в Саяно-Байкальском районе, перспективны на выявление качественного ювелирного хризолита. В аналогичных условиях известны проявления ювелирного хризолита в США в шт. Колорадо, где получают ограненные камни до 2 кар. В связи с трудностью извлечения хризолита из породы данный тип месторождений пока не разрабатывается; в небольших масштабах производится селективная выборка хризолита из сегрегации оливина базальтового потока.

   Можно привести пример наиболее продуктивного месторождения Сан-Карлос в шт. Колорадо (США), которое приурочено к базальтовому потоку, подстилаемому слоистыми вулканогенными туфами и осадочными породами. В нижней части базальтовый поток порист и содержит округлые разобщенные сегрегации кристаллического хризолита (до 60% породы) размером 7,5-20 см, при этом размер отдельных зерен хризолита 6-12 мм, реже 15 мм. Сопутствующие минералы представлены магнетитом, шпинелью, диопсидом и др. Оливиновые скопления размером 15-40 см отмечаются и в подстилающих туфах и представляют собой зернистую оливиновую массу, содержащую зерна хризолита диаметром до 2 мм, иногда изумрудно-зеленой окраски.

   Агат, аметист. Агатоносные районы в траппах расположены на северо-востоке Русской платформы, на Северном Тимане (месторождения Мыс Чаичий, Левая Иевка и др.); с траппами связаны также месторождения агатов Бразилии, Индии, Уругвая. В осевой части Тиманского гор-стантиклинория на площади более 20 тыс. км распространены покровы базальтов, излияния которых происходили при геологической активизации Русской платформы в позднем девоне. Месторождения агатов выявлены на северной оконечности горстантиклинория. Базальтовые покровы с агатовой минерализацией залегают на песчаниках среднедевонской терригенно-осадочной толщи с тектоническим контактом. Среди чередующихся покровов базальтов отмечены сбрососдвиговые нарушения с амплитудой смещения до 100 м.

   Вдоль разломов прослеживается кварцкальцитовая, кварцевая и халцедоновая минерализация, иногда с цеолитами. Агатовая минерализация типична для всех покровов базальтов в зонах указанных разломов, но промышленная концентрация обычно находится только в одном из них. Внутри покрова она тяготеет к горизонтам пористых, иногда миндалекаменных базальтов.

   Мощность продуктивных горизонтов от 1-6,5 м (Мыс Чаичий) до 7 м (Левая Иевка). В верхних частях покровов, как правило, развита кварц-цеолит-кальцитовая минерализация в изометричных или уплощенных миндалинах. На агатоносных участках миндалины расположены беспорядочно или цепочками - от нескольких штук до 20 на 1 м2. Форма миндалин конусовидная, трубчатая, желваковая.

   Крупные миндалины заключены в хлорит-глинистую рубашку, в связи с чем они легко извлекаются из вмещающей породы. Размер миндалин от 2-3x1 - до 7 - 8x5 - 6 см, изредка до 30 см в диаметре; иногда они соединены тонкими (до 5 мм) проводниками. Преобладают миндалины, выполненные агатом с кварцевым или аметистовым ядром и с кварцевыми прослоями, а также с мономинеральным ядром - агатовым, халцедоновым, кварцевым, кальцитовым. Агат тиманских месторождений - халцедоникс с четким, ярким рисунком, обычно сине- и светло-серый и иногда моховой со своеобразным концентрическим рисунком. Декоративное качество агатов высокое, несмотря на присутствие в некоторых камнях по периферии миндалин мелких кристаллов цеолитов и кальцита. Выход агата-сырца из продуктивной массы 0,08-1,85 кг/м3, сортового агата 85% (Мыс Чаичий).

   Проявления агата и халцедона известны также в покровах траппов и туффитов на Сибирской платформе - по рекам Нижняя Тунгуска, Маймеча, Котуй, Кана. Агат светло-коричневый, красный, розовый представлен мелкими жилами и прожилками. Иногда отмечается чередование полос красного и зеленого агатов. В районе оз. Нерангда проявления агата приурочены к покрову миндалекаменного базальта протяженностью несколько километров при мощности 20-25 м. Поры и пустоты в базальтах выполнены кварцем, часто аметистовидным цеолитом, халцедоном. Размеры жеод агата до 1 м. Агатоносный слой - желтый, серый до белого. Ядро жеод обычно выполнено кварцем, иногда аметистом. Известны проявления красивых ярких агатов в складчатых поясах северных районов страны (Чукотка, Магаданская обл., Камчатка), а также на Тянь-Шане (Кетменский хребет) и др., связанные с вулканогенными формациями.

   Разработка агатов из россыпей, сопровождающих коренные месторождения, производится открытым траншейным способом для технических, ювелирных целей, изготовления камнерезных изделий, а также для получения коллекционного материала.

   Аметист. Проявления аметистов, связанные с пустотами в базальтах и долеритах, встречаются на Северном Тимане (Белореченское и др.), а также в ряде районов Сибирской платформы (Курейское, Хантайское и др.). Они локализуются в верхних частях трапповых покровов миндалекаменных базальтов в тектонически ослабленных зонах, которые служили путями для проникновения кремнистых растворов. Аметист образует щетки и выполняет центральные части миндалин, стенки которых часто покрыты тонкими слоями агата и халцедона. Красивые щетки и выполнения миндалин с крупными яркими кристаллами аметиста отмечены в районе р. Нижней Тунгуски. По аналогии с известными крупнейшими месторождениями Бразилии и Уругвая, тип месторождений аметиста в трапповых формациях является весьма перспективным.

   Исландский шпат, кварц, халцедон, цеолиты. На Сибирской платформе, в Тунгусской синеклизе, в породах трапповои формации от нормального до субщелочного (натрового) типа находятся проявления исландского шпата, сосредоточенные в трех районах: Нижне-Тунгусском, Ангаро-Вилюйском и Оленекском, формирующих Сибирскую шпатоносную провинцию. Среди переслаивающихся покровов цеолит-кальцитовая минерализация связана с линзами шаровых лав, иногда прослеживающихся на километры. Кальцит образует тонкие прожилки и гнездообразные скопления в межшаровом пространстве в виде сдвойникованных кристаллических выделений, а также прозрачных со светло-желтым оттенком кристаллов массой 1-30 кг. Исландский шпат кристаллизовался при сравнительно низких температурах (50-150oС) и давлениях (несколько мегапаскалей). Исландский шпат в месторождениях распределен крайне неравномерно. Он используется в оптико-механической промышленности, а также является ценным коллекционным материалом.